Куда бы вы отправились для того, чтобы увидеть собственными глазами результаты продолжительного использования техники ТМ в сфере образования: что происходит, когда дети медитируют в течение пяти или даже пятнадцати лет, когда ТМ является частью учебного процесса? Вы отправитесь туда, где побывало множество других родителей, преподавателей и учащихся, – в небольшую частную школу в центре США.

Научные данные о полезном влиянии ТМ при повышенном артериальном давлении, СДВГ (синдроме дефицита внимания с гиперактивностью), сниженной эмоциональной стабильности, а также многочисленные исследования, подтверждающие огромную пользу программы ТМ в сфере образования, дают достаточно полное представление о том, как ТМ может повлиять на жизнь учащихся. Но учащиеся школы Махариши (Фэрфилд, штат Айова) уже в течение более 20 лет являются живым доказательством этого полезного влияния: благодаря своей отличной академической успеваемости и выдающимся успехам на многочисленных местных, национальных и международных конкурсах.

В своей книге «A Record of Excellence» («Летопись успеха»), д-р Эшли Динз, директор школы Махариши, перечисляет достижения своей школы, которая имеет аккредитацию штата Айова и Ассоциации независимых школ центральных штатов США. Он просто констатирует факты: что происходит, когда медитируют все – учащиеся, преподаватели и штатные сотрудники. Учитывая то, что в школе нет вступительных экзаменов (открытое зачисление), успехи учащихся — выдающиеся… «Но в то же время типичные, — обычно спешит добавить доктор Динз, — для других американских и зарубежных школ, применяющих «Образование на основе развития сознания»«.

Вот некоторые из достижений школы:

·        Более 95% выпускников школы Махариши поступают в высшие учебные заведения.

·        За последние пять лет школа Махариши 10 раз достигла общенационального среднего показателя в конкурсе «National Merit Scholarship» (в высшей категории «Финалист»), а 9-12-ые классы неизменно попадали в один процент лучших учащихся страны и штата по результатам стандартного тестирования.

·        Учащиеся школы 11 раз одерживали победу на Государственной ярмарке научных проектов, четыре года подряд занимали первое место в общенациональном математическом конкурсе «American High School Math Exam»; на конкурсе детского ораторского искусства штата Айова они выиграли больше наивысших наград, чем любая другая школе штата. Юношеская теннисная команда школы стала легендой, заняв призовые места 17 раз за 15 лет проведения соревнований (это самый лучший показатель по штату). А в мировых финалах знаменитых конкурсов «Одиссея ума» и «Destination Imagination» учащиеся школы Махариши входили в десятку лучших чаще, чем учащиеся любой другой школы в мире.

Благодаря этим достижениям школа получила широкое признание со стороны педагогов, как на уровне штата, так и во всей стране. Патрик Бассетт, президент Национальной ассоциации независимых школ, характеризует школу Махариши как «всемирно известную частную школу самого высокого академического уровня», а Джилл Олсен-Вирли, ставший«Учителем года» в штате Айова, называет школу Махариши «настоящим вдохновением… Внутреннее спокойствие, забота друг о друге, уважение и жажда знаний, а также целостный подход к детям, – всё это просто потрясающе!».

Почему школа Махариши так успешна? Конечно, причина не в спокойной атмосфере маленького городка, где расположена школа. Да, Фэрфилд — не Нью-Йорк, но эпидемия учебного стресса, депрессии, нарушений способности к обучению, наркомании и подростковых самоубийств охватила всю страну: и малые, и большие города, и пригороды… Д-р Динз объясняет успех школы тем, что к обычному образованию она добавляет важный«недостающий элемент» – то, что он  называет «познанием познающего».

Доктор Динз объясняет: «Образование сегодня основано на усвоении фактов, т.е. основной акцент делается на том, как много информации и за какое время мы можем втиснуть в голову ребенка, и гораздо меньшее внимание уделяется тому, как мы передаем знания. И в вопросе передачи знаний мы обычно рассматриваем соотношение числа учащихся к числу преподавателей,  количество компьютеров, качество учебников и т.д. Все это, конечно, очень важные факторы, но плохо то, что не уделяется внимание самому «познающему» — ученику, который получает знания. Если у меня есть 40 литров информации, которую мне нужно влить в голову ребенка во время урока, а он находится под влиянием стресса или устал, или подавлен, и в состоянии усвоить только 10 литров информации, то будет усвоено лишь эти 10 литров – неважно, насколько старательно я буду преподавать. Контейнер для знаний – ум учащегося — достиг своего предела. Поэтому для того чтобы образование было успешным, надо расширять этот контейнер знаний». 

Доктор Динз говорит, что если студенты начинают и заканчивают каждый учебный день практикой ТМ, то их способность усваивать знания растет, они очень сообразительны и хотят получать знания. Нелина учится в выпускном классе щколы Махариши. Она занимается  Трансцендентальной Медитацией с 10 лет. «TM — это самый лучший отдых. Она простая и естественная, а результаты огромны. Мои нервы расслабляются, тело успокаивается, стресс растворяется. И это вовсе не означает, что в моей жизни нет трудностей. Скоро выпускные экзамены, и иногда может показаться, что наступил конец света — из-за родителей, школы, планов поступления в колледж, друзей, домашних заданий, спорта… Т.е. ТМ не приводит к исчезновению проблем: просто она делает меня сильнее и дает мне способность решить их».

Уэс учится в 11-м классе и медитирует уже семь лет: «Все мои одноклассники занимаются ТМ, и  они всегда поднимают руки и активны на уроках: нам просто нравится учиться. Когда я говорю своим друзьям из других школ, что люблю свою школу, люблю учиться, они смотрят на меня как на сумасшедшего. Мои родители говорят мне, что не помнят ничего из того, что они изучали в школе. Надеюсь, благодаря ТМ мое поколение, вспоминая свои школьные годы, сможет почувствовать, что школа дала им нечто действительно ценное». Затем Уэс добавляет: «Я видел, насколько быстро ТМ может повлиять на другого человека. Недавно мой друг из другой школы обучился технике ТМ. Когда на следующий день я увидел его, он был веселым, счастливым и спокойным, как будто какой-то груз упал с его плеч. Отрадно видеть, как всего лишь несколько минут занятий ТМ могут оказать такое мощное положительное влияние на чью-то жизнь».

Доктор Динз говорит, что образование должно давать нечто большее, чем просто подготовка ребенка к дальнейшей работе. Оно должно развивать полный потенциал ребенка.«Образование не может основываться лишь на обеспечении дальнейшей занятости: оно должно быть основано на развитии сознания, на просветлении», — говорит он. —«Проблемы, с которыми сталкивается  современное общество, — это проблемы человеческого характера, вызванные в значительной степени неполным использованием самого ценного ресурса, а именно — человеческого ресурса. Сотен научных исследований по программе Трансцендентальной Медитации и более 30 лет опыта применения в образовании должно быть достаточно, чтобы убедить любого в том, что программа«Образование на основе развития сознания» может сделать образование целостным, полным, и может превратить наше охваченное проблемами общество в общество здоровое, гармоничное и продуктивное».