baner-dipressiya

В США десять миллионов детей принимают антидепрессанты. И в этом кроются сразу два ужасающих факта. Во-первых, только задумайтесь, какому большому числу детей ставят диагноз «клиническая депрессия»! Во-вторых, эти дети и подростки вынуждены принимать мощные препараты, которые зачастую имеют опасные побочные эффекты. Например, недавно FDA (Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США) запретило прописывать детям наиболее часто применяемый антидепрессант «Прозак», поскольку было доказано, что он приводит к суициду. Исследование, проведенное с участием медитирующих учеников средней школы города Детройт, а также свидетельства преподавателей школы и родителей подтверждают результаты ранее опубликованных исследований: программа Трансцендентальной Медитации увеличивает чувство внутреннего счастья, самоуважение, улучшает самооценку, снижает тревожность и депрессию. Результаты исследований и опыт применения в школах дают основание полагать, что широкомасштабное использование этой программы в учебных заведениях вполне способно стать своеобразным немедикаментозным антидотом от детской депрессии, и, что наиболее важно, предотвратить развитие депрессии. Далее вкратце описана «История школы Натаки».

Школа «Натаки Талиба» в Детройте (штат Мичиган) располагается в старом, трехэтажном кирпичном здании на северо-западе Детройта, рядом с небольшими магазинчиками, церквушками и барами. Стальные решетки на окнах и дверях окрестных домов выполняют не столько декоративную, сколько защитную роль.

Но, несмотря на то, что это далеко не самый благополучный район города, чартерная школа «Натаки Талиба» (от детсада до 8 класса), основанная 30 лет назад педагогом Кармен Н’Намди и ее мужем, психологом Джорджем, является образцово-показательной. «Натаки Талиба» имеет прекрасную репутацию и привлекает учащихся со всего Детройта. Многие руководители города и общественные лидеры когда-то учились в «Натаки».

В 1997 г. г-жа Н’Намди решила применять программу ТМ для учащихся и преподавателей школы, поскольку хотела предложить каждому своему подопечному простое средство для снижения стресса и улучшения достижений. С тех пор программа ТМ используется в школе постоянно – по одной простой причине: она работает.

 Все эти годы Джейн Питт была руководителем программы Трансцендентальной Медитации в школе, где в настоящее время 125 детей и 30 преподавателей совместно практикуют эту технику дважды в день в спортивном зале. Она описывает сценку, которую можно наблюдать в школе ежедневно: «Ватага активных, энергичных учеников собирается в спортзале, каждый берет специальный стул-раскладушку и устраивается рядом со своими одноклассниками. Вскоре они замолкают, усаживаются поудобнее, и свет приглушается. Начинается практика Трансцендентальной Медитации, и буквально в считанные мгновения в зале устанавливается полная тишина. Через десять минут, отдохнувшие и освеженные, они встают, ставят на место стулья-раскладушки и идут на уроки. Сейчас всё это давно уже стало органичной частью обычного школьного распорядка дня».

 «Мы сразу заметили огромную пользу, которую приносит эта программа. Дети говорили, что способны лучше сосредоточиться во время уроков, а учителя радовались тому, что у них стало гораздо больше энергии. Обе группы заметили, что более терпеливо относятся друг к другу. Заметив изменения в своих детях, родители захотели обучить ТМ других своих детей и стали обучаться сами», — вспоминает госпожа Питт.

 В 2002 г. Рита Бенн, доктор наук, директор Центра альтернативной медицины при Мичиганском университете, провела первое из нескольких исследований по применению программы ТМ в школе «Натаки Талиба». Она сравнивала социально-эмоциональные показатели медитирующих учеников «Натаки» и немедитирующих школьников из контрольной группы. Доктор Бенн обнаружила значительные отличия между двумя группами: у медитирующих учащихся было более хорошее настроение, они лучше справлялись со стрессом, лучше вели себя со сверстниками — в целом, они чувствовали себя более счастливыми и спокойными.

 Доктор Бенн осознала огромную значимость этих результатов для миллионов детей США, где, фактически, каждый пятый ребенок имеет проблемы с психическим здоровьем. «Если программа Трансцендентальной Медитации способствует улучшению самочувствия детей, то это имеет огромное значение для других областей их жизни. Она может предотвратить психические проблемы, и, соответственно, уменьшить необходимость в лекарственных препаратах», — говорит она.

 Доктор Бенн представила результаты своих исследований в Международном центре здоровья и духовности при Национальных институтах здравоохранения США (Бетесда, штат Мэриленд) в апреле 2003 года и на Международном симпозиуме по альтернативной медицине в Лондоне в ноябре 2003 года.

 Г-жа Питт говорит, что учащимся нравится заниматьbaner-dipressiyaся ТМ, и они высоко ценят пользу, которую  приносят эти занятия. Она вспоминает одного учащегося, Джеймса — высокого, угрюмого мальчика, весь вид которого как будто говорил: «Я хочу только одного — чтобы меня оставили в покое”. Ситуация изменилась почти сразу же после того, как он начал медитировать. «Джеймс одним из первых приходил в спортзал на ежедневную медитацию. И было видно, что ему это, действительно, нравится», — вспоминает она. Перед окончанием школы Джеймс написал Кармен Н’Намди записку, в которой благодарил ее за то, что она предложила ему обучиться технике ТМ: «Спасибо Вам за TM! Она помогала мне быть более внимательным на уроках. Еще раз спасибо. Теперь мне гораздо легче учиться».

 Г-жа Питт вспоминает еще одного мальчика, Брайана, который написал г-же Н’Намди:«Благодаря ТМ я стал гораздо меньше спорить. Я возразил учителю только один или два раза (и я извинился), и я уже не помню, когда последний раз дрался».

 Для учащихся школы «Натаки Талиба» ежедневные занятия ТМ стали таким же привычным делом, как уроки социологии, математики или физкультуры. «Программа ТМ кажется само собой разумеющейся и самой логичной вещью в мире: это простой и практичный способ, который помогает учащимся очистить свой ум, растворить стрессы и почувствовать больше уверенности в себе. Дайте им возможность достичь главной цели образования – получать удовольствие от получения знаний, радоваться детству и вырастать счастливыми и здоровыми взрослыми. Основываясь на своем опыте в «Натаки», мы считаем, что это дар, который должен быть в распоряжении всех детей повсюду, для того чтобы образование смогло выполнить свое предназначение», — говорит г-жа Питт.

 В финансировании проекта по обучению программе TM в школе «Натаки Талиба» также принимали участие Фонд ДаймлерКрайслер и Фонд Дженерал Моторс.