baner-links

Вот некоторые факты о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), известные современной науке:

  • Если СДВГ не лечить, то это наносит огромный вред жизни ребенка: СДВГ может вызвать импульсивность, деструктивное поведение, гиперактивность и невнимательность.
  • У детей с СДВГ зачастую нарушены организационные способности, им очень тяжело планировать свою деятельность, выполнять цели и задачи, которые были поставлены перед ними в школе или дома. Им бывает очень трудно завершить начатую работу, и, как следствие, они могут считать себя ленивыми, непродуктивными неудачниками.
  • СДВГ сопровождается множеством других проблем, таких как расстройства сна, депрессия, биполярное аффективное расстройство и др. И всё это ухудшает качество жизни не только самого ребенка, но и его семьи.
  • Многие дети с СДВГ ведут себя подобно пресловутому «быку в посудной лавке». Они идут по жизни, постоянно «тараня» других людей в школе, на детских площадках и, в конечном итоге, на работе.
  • Почти 90% детей с диагнозом СДВГ постоянно принимают лекарства. Чаще всего это амфетамины. Это сильнодействующие препараты с множеством побочных эффектов, поэтому родители и педагоги находятся в бесконечном и зачастую безуспешном поиске альтернатив.

Доктор Сарина Гросвальд — специалист в области когнитивного обучения. Недавно под ее руководством было проведено первое в своем роде исследование влияния программы Трансцендентальной Медитации на детей с нарушениями обучаемости, связанными с речью. Она говорит, что выбор пал именно на программу ТМ, поскольку ранее проводившиеся исследования показали высокую эффективность этой методики в улучшении функционирования мозга, особенно префронтальной коры – области, ответственной за организаторские способности, планирование, память, переключение внимания и саморегуляцию, — а это именно те функции, которые нарушаются при СДВГ. «Поэтому использование трансцендентальной медитации было очень логичным шагом», — говорит доктор Гросвальд. Это 3-месячное исследование началось с предварительного тестирования детей, которое проводилось с использованием специальных тестов (таких как ”Лондонская Башня”, ”Brief survey” и “Connors’ Continuous Performance Test”). Затем дети обучились технике ТМ и медитировали в школе дважды в день по 10 минут. В конце исследования было проведено точно такое же повторное тестирование. В настоящее время полученные данные анализируются, и в скором времени станут известны результаты. Но доктор Гросвальд подчеркивает, что эти результаты вряд ли смогут отразить реальную ситуацию. «А реальная ситуации – это изменения, произошедшие в жизни каждого конкретного ребенка и его семьи», — говорит она. «Цифры не смогут рассказать о том, что теперь один ребенок делает свою домашнюю работу практически самостоятельно, потому что не впадает в такое подавленное состояние, как раньше. Невозможно выразить в цифрах и то, что другой ребенок, который раньше реагировал на стресс или подавленность увеличением физической агрессии и почти ежедневными драками, теперь практически не проявляет жестокости в подобных ситуациях. Цифры не расскажут еще об одном ребенке, который терял массу учебного времени, потому что при малейшем расстройстве полностью замыкался в себе, а сейчас он делает это гораздо реже и восстанавливается за считанные минуты – не за часы, как раньше. Цифры не расскажут о детях, которые говорят, что после медитации они чувствуют себя просто замечательно — они чувствуют себя счастливыми. Результаты исследования не могут передать, как всего лишь 10 минут ТМ дважды в день вызвали такие мощные изменения в жизни этих детей и их семей, и какая это огромная помощь для преподавателей, ежедневно работающих с этими детьми», — говорит доктор Гросвальд.

Доктор наук Линда Хэнди проработала в сфере образования всю свою жизнь, и в настоящее время является директором вальдорфской школы в Силвер-Спринг. Она была завучем школы «Челси», когда в этой школе проводилось 3-месячное исследование по ТМ. Она говорит, что учащиеся, которые раньше никогда бы не смогли усидеть с закрытыми глазами даже двух минут, не говоря уже о десяти минутах, с легкостью обучились и занимались ТМ, получая полезные результаты с первого же дня занятий. «После начала программы ТМ появилось ни с чем несравнимое чувство мира и покоя», — говорит она. — «В целом дети казались более цельными личностями, обычные симптомы СДВГ не проявлялись так сильно. В них усилилось чувство собственного достоинства, уважения к себе и другим. Было видно, что теперь они могут контролировать свой мир, а не наоборот. Они были не «инвалиды», а просто «другие»».

Десятилетнему Джошу из школы «Челси» диагноз СДВГ был поставлен четыре года назад. Он медитирует всего три месяца. Он говорит: «Благодаря ТМ я более спокоен и внимателен на уроках. Я стал лучше учиться».

Одиннадцатилетняя Андреа сообщает: «Мне легче направлять свою энергию на какое-то одно занятие. До начала медитации это было совсем не просто. Пытаясь заниматься чем-то одним, я постоянно отвлекалась на что-то другое и старалась перестать отвлекаться. И все это время я должна была слушать учителя! Сейчас я стала более расслабленной и более собранной. Впервые в жизни у меня появилась уверенность, что я могу хорошо учиться в школе «. Доктор Хэнди добавляет, что учителям легче привлечь внимание учащихся, практикующих ТМ, а учащимся легче сосредоточиться на словах учителя и усвоить сказанное. «Трансцендентальная медитация значительно улучшает способность к обучению», — говорит она. — «Учителя получают возможность дать детям больше знаний, а дети могут большему научиться у своих преподавателей».

Доктор Хэнди отмечает, что до введения ТМ все подходы к решению проблемы СДВГ включали в себя прием сильных лекарств. «А теперь у нас появилась возможность применять ТМ, которая прекрасно подходит нашим учащимся и успокаивает их. Мы предоставили им средство, с помощью которого они способны самостоятельно установить мир и гармонию внутри себя, а также стать более эффективными. Кроме того, это помогает создать здоровую и спокойную школьную атмосферу. Я убеждена, что практика ТМ является надежным средством достижения долгожданной цели максимального использования потенциала учащихся с СДВГ. Дети — наше будущее, и благодаря программе ТМ мы даем им возможность достичь успеха в жизни».

Доктор Гросвальд вспоминает одного ребенка, который был обучен технике ТМ в рамках исследования. “Я спросила его, как он чувствует себя после первой медитации. Он ответил:«Такое ощущение, что мир стал совершенно другим». «Каждый ребенок заслуживает того, чтобы почувствовать это», — говорит доктор Гросвальд.