baner-stres

Находясь в школе, дети должны чувствовать себя в безопасности, потому что напряжение, стресс и страх нарушают процесс обучения. Но если безопасность учащихся в школах приходиться обеспечивать с помощью металлодетекторов и вооруженных охранников, и если старшеклассники элитных американских школ сообщают об угрожающе высоких уровнях стресса, напряжения и усталости, значит в системе образования явно что-то не так. Эту искаженную картину еще более усугубляет рост числа детей, страдающих депрессией и другими связанными со стрессом расстройствами, которые значительно ухудшают способность к обучению и социальное развитие, а также рост числа детей, имеющих проблемы с обучаемостью и вниманием.

«Стресс является серьезной проблемой», — говорит Уильям Стиксруд, доктор наук, выдающийся клинический нейропсихолог из г. Силвер-Спринг (штат Мэриленд, США), специализирующийся на работе с детьми и подростками. «Результаты влияния стресса — это очень неприятная вещь. Стресс нарушает такие функции как внимание, память, организация и интеграция, а длительный стресс буквально убивает клетки мозга и повреждает основные структуры мозга, связанные с памятью. Ведущие ученые мирового уровня утверждают, что те, кто всю жизнь испытывают стресс, наиболее предрасположены к развитию болезни Альцгеймера и других форм слабоумия. В свете данных исследований, меня очень тревожит то, что учащиеся получают образование в атмосфере сильнейшего стресса, поскольку стресс не только ухудшает обучаемость и память: со временем он просто ”выжигает” мозг». По словам д-ра Стиксруда, педагогам хорошо известно, что оптимальное психофизиологическое состояние учащегося – это состояние спокойного внимания. Основной вопрос состоит в том, как достичь такого состояния. Решением этой проблемы, говорит доктор Стиксруд, является программа Трансцендентальной Медитации. «В течение многих лет я являюсь большим приверженцем использования ТМ в школах. Это объясняется, во-первых, беспрецедентной эффективностью этой программы в отношении достижения состояния спокойного внимания, и, во-вторых, ее способностью создавать учебную среду, в которой дети чувствуют защищенность, и поэтому способны справиться с очень трудным материалом и заданиями», — говорит он. Обширные научные исследования подтверждают позицию д-ра Стиксруда. Работы, опубликованные в ведущих научных журналах, показывают, что программа Трансцендентальной Медитации создает уникальное состояние «спокойной осознанности» – человек получает исключительно глубокий физиологический отдых, в то же время оставаясь в состоянии полной осознанности. Исследования показывают, что это состояние эффективно снижает стресс, увеличивает сопротивляемость стрессу, а также защищает развивающийся мозг, одновременно улучшая показатели обучаемости и эмоционального развития. «Это уникальное состояние создает очень высокий уровень когерентности, или упорядоченности, в функционировании головного мозга, что выражается в растущем ощущении спокойствия, гармонии, ясности ума; у детей развивается способность видеть вещи в перспективе», – говорит доктор Стиксруд. – «Исследования показали, что в школах, учащиеся и преподаватели которых медитируют, царит атмосфера покоя и позитивности; практически нет проявлений физической агрессии и более изощренных форм агрессии, таких как поддразнивание и запугивание (буллинг), которые в настоящее время являются очень серьезной проблемой даже в элитных школах».

Факты о Трансцендентальной Медитации

Основным компонентом программы «Образование на основе развития сознания» является техника Трансцендентальной Медитации, с которой 50 лет назад познакомил мир Махариши Махеш Йоги. Техника ТМ раскрывает полный потенциал человеческого сознания, развивая интеллектуальные и творческие способности и задействуя латентные участки головного мозга. Кроме того, эта методика дает уникальный физиологический опыт «бодрствования в покое», благодаря которому устраняются глубоко укоренившиеся стрессы и усталость, улучшается здоровье и поведение. Этой методике обучились более 6 миллионов людей — из разных стран, с различным уровнем образования, с разными религиозными убеждениями. Сотни научных исследований подтвердили практическую пользу программы ТМ для ума, тела и поведения человека, а также для общества в целом (см. www.tm.org.ua). Что такое Трансцендентальная Медитация, и чем она не является Трансцендентальная Медитация — это простая, естественная, не требующая усилий методика, которую легко освоить. ТМ практикуют по 15-20 минут дважды в день, сидя в удобной позе, молча, с закрытыми глазами. Во время занятий ум успокаивается, переходит к более утонченным уровням мышления, а затем трансцендирует – выходит за пределы тончайшего уровня мысли и получает опыт источника мысли, чистого сознания, которое является неиссякаемым источником созидательности и разума, выраженных в человеческой жизни и в природе. Техника ТМ не является религией или философией; она не требует концентрации, контроля ума или изменения образа жизни. Проверка и подтверждение: научные исследования, гранты Национальных Институтов Здравоохранения США За последние 30 лет было проведено более 600 научных исследований, подтвердивших пользу Трансцендентальной Медитации. Исследования проводились в 33 странах — в 210 независимых научно-исследовательских учреждениях, включая Гарвардский и Стэнфордский университеты и медицинский факультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Результаты исследований были опубликованы в более чем 125 научных журналах. Эти исследования показали, что программа Трансцендентальной Медитации приносит пользу уму и телу, непосредственно улучшая результаты образования. Национальные Институты Здравоохранения США выделили более 21 миллиона долларов на проведение исследований по технике ТМ: в частности, изучалось ее влияние на снижение повышенного артериального давления и других факторов риска развития сердечных заболеваний. Трансцендентальная Медитация в сфере образования Программа Трансцендентальной медитации – это эффективный новаторский образовательный инструмент для систематического устранения стресса и развития внутреннего потенциала учащихся и преподавателей. Трансцендентальная Медитация успешно применяется в государственных и частных школах США и многих других стран, принося пользу десяткам тысяч учащихся. (см. www.mum.edu).

SM Transcendental Meditation, TM, Consciousness-Based, CBE, Maharishi School of the Age of Enlightenment, Ideal Girls School, and Maharishi University of Management are registered or common law trademarks licensed to Maharishi Vedic Education Development Corporation and used under sublicense or with permission.